Протокол испытания электродвигателей

Доброе время суток, дорогие друзья!

Статья о измерении изоляции электродвигателей вызвала ряд вопросов у читателей.  А именно о отличиях в испытаниях низковольтных и высоковольтных электродвигателей и форме оформления этих результатов. Таким образом у меня появилась возможность еще раз вернуться к вопросу оформления протоколов испытаний и измерений.

В статье для примера будет рассмотрен Протокол испытания синхронных электродвигателей до 10кВ.

Отмечу сразу, что все мои протоколы имеют одну и ту же форму и  существенно отличаются лишь разделы с результатами измерений и испытаний.

Протокол имеет следующий вид:

Снимок 1

В шапке указывается сведения о ЭТЛ (название, адрес, телефон, номер регистрационного свидетельства и место регистрации) и заказчике (наименование, объект испытаний, адрес расположения объекта и дата проведения испытаний). Далее указывается номер протокола и дата регистрации в журнале регистрации протоколов и его наименование.

Первым пунктом указываются климатические условия. Напомню температура и влажность могут оказать существенное влияние на результаты испытаний. Кроме того для сравнения результатов испытаний с предыдущими испытаниями необходимо их проводить в одинаковых климатических условиях или приводить результаты к условиям при которых проводились предыдущие испытания.

Часто важным является не сам результат измерений, а его отличие от предыдущих однотипных испытаний, по которым можно сделать определенные выводы.

Далее записываются паспортные данные электродвигателя. Это особенно важно сделать при испытаниях перед вводом в эксплуатацию, т.к. в дальнейшем пластина с паспортными данными электродвигателя может быть утеряна, закрашена, деформирована и т.д. Станет не читаемой в общем.

Снимок 2

И вот наконец пункт: Проверка и испытания электрооборудования.

Конечно же электродвигатель должен быть заземлен. Маркировка выводов обычно такова: С1-С4; С2-С5; С3-С6 по обмоткам. Часто соединение обмоток производят внутри статора (в основном у маломощных двигателей до 1000В), тогда маркировка С1; С2; С3.

А далее измерения и испытания проводятся согласно ПУЭ при вводе оборудования в работу впервые и по ПТЭЭП – в эксплуатации.

1. Измерение сопротивления изоляции. (Об этом подробно писалось в предыдущей статье)

2. Испытание изоляции электродвигателя повышенным напряжением промышленной частоты.  По ПУЭ проводится только у двигателей на напряжение выше 1000В, по ПТЭЭП по решению технического руководителя у двигателей до 1000В может не проводиться.

3. Рекомендуется после проведения испытаний повышенным напряжением проводить повторное измерение сопротивления изоляции для того чтобы убедиться что изоляция при испытаниях повышенным напряжением не была повреждена.

Так формируется таблица п.4.3. Протокола. По ее результатам делается вывод о возможности включения электродвигателя в работу без дополнительной сушки изоляции для высоковольтных двигателей.

Для информации привожу таблицу испытательных напряжений:

 

Снимок 5

 

Вернемся к Протоколу

 

Снимок 3

Теперь проводим измерение сопротивления обмоток, реостатов и пускорегулирующих резисторов постоянному току и заполняем таблицу п.4.4 Протокола. И если все параметры в норме проводим проверку работы электродвигателя на холостом ходу, а затем и под нагрузкой.

Вот собственно говоря на основание чего протокол имеет такой вид.

Снимок 4

Исходя из того, что электродвигатели до 1000 В испытываются просто измерением изоляции и проверкой на холостом ходу и под нагрузкой,  результаты их испытаний я записываю в Протокол измерения сопротивления изоляции электрооборудования, кабельных линий и электропроводок до 1000В в следующую таблицу:

Снимок 6

Вот собственно и все.

В завершении отмечу, что в статье приведены только электрические испытания и измерения. А измерения всевозможных зазоров, вибрации и центровка опущены.

Если возникли вопросы по статье и испытаниям электродвигателей пишите.

И успехов Вам!!!

 

Протокол испытания электродвигателей: 22 комментария

      1. Документация сдана в Ростехнадзор 06.02. Рассмотрят в течении месяца, затем нас навестит инспектор с проверкой готовности ЭТЛ к работе, напишет Акт готовности, после повезу документы в двух экземплярах на формальное «согласование» в Курган. Думаю обратно увезти свежее Решение о регистрации ЭТЛ.
        А пока есть время, привожу документацию ЭУ в порядок, на днях закончил измерения в ЭУ — по сравнению с прежними протоколами (3 года назад делал) — небо и земля, информации в разы больше приводим.

          1. Завтра везу документы в Курган, на следующей неделе нас посетит инспектор, проверит приборы и стационарную испытательную установку. Торопятся в этот раз что-то.

  1. Получил сегодня Акт проверки готовности ЭТЛ. На следующей неделе обещают завершить перерегистрацию

      1. Ну что, можете нас поздравить. Решение о регистрации ЭТЛ у нас на руках: http://electroservice45.ru/images/products/reshenie.jpg приложение: http://electroservice45.ru/images/products/prilojenie.jpg
        Никаких проволочек, все четко. Итого по времени заняло (с учетом времени на поверку приборов и обучение) 2,5 месяца.
        Вот, кстати наша испытательная ЭТЛ: http://electroservice45.ru/images/products/etl1024.jpg

        1. Поздравляю Вас, Николай.
          У меня честно скажу больше этот процесс занимает времени

  2. Вновь возвращаюсь к измерению сопротивления изоляции электродвигателей до 1000 В с короткозамкнутым ротором.
    С измерением изоляции, когда в коробку зажимов выведено 6 выводов проблем не возникает. А вот что делать, когда концы обмотки собраны наглухо? Относительно корпуса изоляция обмоток в норме, а как определить замыкание между обмотками? Разбирать электродвигатель и разъединять обмотки?

    1. Приветствую Вас, Николай.
      Если вторые концы не выведены в борно, то они скорее всего внутри спаяны и разборка двигателя Вам ничем не поможет. Как правило выводы обмоток электродвигателей имеет дополнительную изоляцию и нет необходимости проверять изоляцию между обмотками. Чаще возникают межвитковые замыкания в одной обмотке.
      Смотрите ПТЭЭП п.3.6.17.
      Обмотки соединенные между собой наглухо и не имеющие вывода концов каждой фазы или ветви, должны испытываться относительно корпуса без разъединения.

      1. Хорошо. У нас имеется элдвигатель с межвитковым замыканием. Имеет 6 выводов. Я сымитировал глухое соединение концов обмоток (не стал убирать перемычки «звезда» и измерил сопротивление изоляции относительно корпуса — параметры очень хорошие (гигаомное сопротивление). Затем разобрал схему и произвел то же самое — на всех обмотках 0 МОм. Затем измерил сопротивление обмоток и выявил одну обмотку с очень высоким сопротивлением (80 Ом).
        Вопрос остается открытым — без разборки схемы межвитковое замыкание мегометр «не видит».

        1. Николай, Вы не мешайте все в одно. Сопротивление изоляции одно, а сопротивление обмоток постоянному току совсем другое. Витковое замыкание определяется на стенде, т.к. для маломощных двигателей его практически трудно определить средствами измерений. Извлекается ротор, а статор подключается к сети. в поле статора помещается шарик от подшипника и он прилипает в месте виткового замыкания. А ваш случай скорее обрыв обмотки статора. его сразу будет видно при проверке целостности звезды тестором на пределе с прозвонкой

          1. Кроме того витковое легко определяется при работе двигателя перегревом определенного места статора

  3. Не-не, я не мешаю, я пытаюсь понять. Повторюсь, с 6 выводами с измерением изоляции все предельно ясно. А вот с глухим соединением — нет.

    1. Неисправность двигателя по другим параметрам будет определяться.
      Нормативный документ Вам прямо рекомендует измерение проводить не разбирая соединение обмоток, если это сделать невозможно.
      Вот представьте, у меня на станции 40 задвижек и на всех приводах обмотка статора соединена в звезду внутри статора. Чтобы разобрать все двигатели их необходимо снять с задвижек. Представляете какая это трудоемкая работа.
      Я мерю только изоляцию относительно корпуса и целостность звезды. межобмоточное замыкание возможно как правило лишь на выходе в барно, тогда сработает токовая защита. А витковое замыкание одной обмотки в конечном счете приводит к замыканию этой обмотки на корпус.
      Витковое определяется по характерному шуму двигателя, перегреву некоторой области статора и в ряде случаев перекосом тока по фазам. Точный диагноз ставится только при проверке двигателя на стенде

      1. Вот еще вопрос: как определить Т обмотки? ПТЭЭП читал-читал, ничего не понял: 3.6.28 …за температуру изоляцииэлектрических машин, подвергавшихся нагреву, принимается средняя температураобмоток, определяемая по сопротивлению постоянному току;

        1. Добрый вечер, Николай.
          Приведение сопротивления обмотки, измеренного в практически холодном состоянии, к какому-либо иному значению ее температуры следует производить по формуле
          Rϑ=Rx(1+αϑ)/(1+αϑx),
          где Rϑ — искомое значение сопротивления обмотки, Ом;
          Rx — сопротивление обмотки при измерении в практически холодном состоянии, Ом;
          ϑ — температура, к которой должно быть приведено измеренное сопротивление обмотки, °С;
          ϑx — температура обмотки при измерении в практически холодном состоянии, °С;
          α — температурный коэффициент сопротивления материала обмотки в диапазоне температур от 0 до 100 °С
          Из этой формулы можно узнать температуру обмотки, зная сопротивление обмотки и имея предыдущие результаты или измерив сопротивление обмотки в холодном состоянии.

          1. Добрый вечер.
            Можно ссылку на формулу?

          2. Добрый вечер, Николай.
            Моя методика по испытаниям электродвигателей до 10кВ. Откуда формула попала туда не помню хоть убейте. Но сам я такое выдумать не мог. Попробую найти первоисточник.

          3. Нашел первоисточник формулы. Это ГОСТ 11828-86 Машины электрические вращающиеся. Общие методы испытаний. п.3.10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Optionally add an image (JPEG only)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.