Измерение сопротивления изоляции электродвигателя.

Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса машины и между обмотками производится в целях проверки состояния изоляции и пригодности машины к проведению последующих испытаний. Рекомендуется производить измерение:

в практически холодном состоянии испытуемой машины — до начала ее испытания по соответствующей программе;

независимо от температуры обмоток — до и после испытаний изоляции обмоток на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками переменным напряжением.

Измерение сопротивления изоляции обмоток следует проводить: при номинальном напряжении обмотки до 500 В включительно — мегаомметром на 500 В; при номинальном напряжении обмотки свыше 500 В — мегаомметром не менее чем на 1000 В. При измерении сопротивления изоляции обмоток с номинальным напряжением свыше 6000 В, имеющих значительную емкость по отношению к корпусу, рекомендуется применять мегаомметр на 2500 В с моторным приводом или со статической схемой выпрямления переменного напряжения.

Измерение сопротивления изоляции относительно корпуса машины и между обмотками следует производить поочередно для каждой цепи, имеющей отдельные выводы, при электрическом соединении всех прочих цепей с корпусом машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток трехфазного тока, наглухо сопряженных в звезду или треугольник, производится для всей обмотки по отношению к корпусу.

Изолированные обмотки и защитные конденсаторы, а также иные устройства, постоянно соединенные с корпусом машины, на время измерения сопротивления их изоляции должны быть отсоединены от корпуса машины.

Измерение сопротивления изоляции обмоток, имеющих непосредственное водяное охлаждение, должно производиться мегаомметром, имеющим внутреннее экранирование; при этом зажим мегаомметра, соединенный с экраном, следует присоединять к водосборным коллекторам, которые при этом не должны иметь металлической связи с внешней системой питания обмоток дистиллятом.

По окончании измерения сопротивления изоляции каждой цепи следует разрядить ее электрическим соединением с заземленным корпусом машины. Для обмоток на номинальное напряжение 3000 В и выше продолжительность соединения с корпусом должна быть:

для машин мощностью до 1000 кВт (кВ·А) — не менее 15 с;

для машин мощностью более 1000 кВт (кВ·А) — не менее 1 мин.

При пользовании мегаомметром на 2500 В продолжительность соединения с корпусом должна быть не менее 3 мин независимо от мощности машины.

Измерение сопротивления изоляции заложенных термопреобразователей сопротивления следует проводить мегаомметром напряжением 500 В.

Измерение сопротивления изоляции изолированных подшипников и масляных уплотнений вала относительно корпуса следует проводить при температуре окружающей среды мегаомметром напряжением не менее 1000 В.

                                                                                                                           Таблица 2.

Снимок 1

 

Таблица 3.

Снимок 2

Таблица 4.

Снимок 3

 

 Сопротивление изоляции Rиз является основным показателем состояния изоляции статора и ротора электродвигателя.

Одновременно с измерением сопротивления изоляции обмотки статора определяют коэффи­циент абсорбции. Измерение сопротивления изоляции ротора проводится у синхронных электро­двигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3кВ и выше или мощностью бо­лее 1МВт. Сопротивление изоляции ротора должно быть не ниже 0,2МОм.

Коэффициент абсорбции в эксплуатации обязательно определять только для электродвигате­лей напряжением выше 3кВ или мощностью боле 1МВт.

Подготовить средства измерений:

Проверить уровень заряда батареи или аккумулятора для мегаомметра типа MIC-2500.

Установить значение испытательного напряжения.

В случае использования стрелочного прибора типа ЭСО202 установить его горизонтально.

Для ЭС0202 установить требуемый предел измерений, шкалу прибора и значение испытательного напряжения мегомметра.

Проверить работоспособность мегомметра. Для этого необходимо замкнуть между собой измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «0». Разомкнуть измерительные щупы и начать вращать рукоятку генератора со скоростью 120¸140 оборотов в минуту. Стрелка прибора должна показывать «104 МОм».

Перед проведением измерения необходимо открыть вводное устройство электродвигателя (борно), протереть изоляторы от пыли и загрязнения и подключить мегаомметр согласно схемы, приве­дённой на рисунке.

clip_image002

Рисунок. Измерение сопротивления изоляции обмоток электродвигателя.

На рисунке  А показана схема подключения мегаомметра к испытуемому электродвигателю, у ко­торого обмотки соединены в звезду или треугольник внутри корпуса и произвести рассоединение в борно невозможно. В этом случае мегаомметр подключает­ся к любому зажиму статора электродвигателя и со­противление изоляции измеряется у всей обмотки сразу относительно корпуса.

На рисунке  Б измерение сопротивление изо­ляции производится у электродвигателя по каждой из частей обмотки отдельно, при этом другие части обмотки (которые в данный момент не обрабаты­ваются) закорачиваются и соединяются на землю.

При измерении сопротивления изоляции отсчёт показаний мегаомметра производят каждые
15 секунд и результатом считается сопротивление, отсчитанное через 60 секунд после начала измерения, а отношение показаний R60/R15 считается коэффициентом абсорбции.

Для электродвигателей с номинальным на­пряжением 0,4кВ (электродвигатели до 1000В) одноминутное измерение изоляции мегаомметром на 2500В приравнивается к высоковольтному испытанию.

У синхронных электродвигателей при изме­рении сопротивления изоляции обмоток статора (обмотки статора) необходимо закоротить и за­землить обмотку ротора. Это необходимо сделать для исключения возможности повреждения изо­ляции ротора.

Сегодня статья – ответ на вопрос читателей.

Будут вопросы будут и новые статьи.

Успехов!!!

[adsense]

19 мыслей о “Измерение сопротивления изоляции электродвигателя.”

  1. Форма протокола применяется та же что и для измерения сопротивления изоляции электропроводок или другая?

    1. Добрый вечер, Николай.
      Для электродвигателей до 1000 В применяется Протокол измерения сопротивления изоляции электрооборудования, кабельных линий и электропроводок до 1000В. А для высоковольтных электродвигателей форма протокола совершенно другая.

      1. Электродвигатели у нас не были заявлены и измерения не проводили, поэтому не представляю форму протокола. Проведете ликбез?

          1. Николай, я завтра напишу статью в которой будет Протокол испытания электродвигателя. Настоящая статья все-таки о измерении сопротивления изоляции электродвигателей.

  2. У меня генератор постоянного тока до 500 В.
    Необходимо испытать обмотку постоянного тока индуктора мегаомметром на напряжение 500 В.
    Каким при это должно быть напряжение (переменного или постоянного тока)?
    Где это регламентировано?

  3. Можно ли теоретически измерять сопротивление изоляции двигателя, когда он находится в работе?

    1. Добрый вечер.
      Можно и практически. Есть такие приборы как Омметры, встроенные в схему управления двигателем. Но данные приборы позволяют осуществлять контроль изоляции. Их показания не для протоколов.
      Если вы спрашиваете про мегаомметр. То нет. Хотя бы по причине безопасности.
      Да и ведь фазный провод через центральную точку питающего трансформатора соединён с землёй. Если бы вам удалось провести замер. Результат был бы близок к нулю.
      Кроме того во многих двигателях сейчас встроены датчики контроля изоляции что позволяет на контроллере управляющем работой двигателя видеть сопротивление изоляции статора и во время работы двигателя.

  4. Имеется электродвигатель на 6000 В. Так какая должна быть минимальная изоляция, когда по таблице 3 при температуре 10-30 градусов получается 60 МОм, а по таблице 4 уже при температуре 30 градусов 30 МОм или где-то ошибка выходит?

    1. Добрый вечер, Александр.
      Тут дело в том, что в таблице три и четыре указаны значения сопротивления для разных материалов изоляции обмоток статора. Читайте внимательнее.
      Каюсь, почему-то произошла путаница в нумерации таблиц.
      Благодаря Вашему вопросу внесу корректировку в статью.

  5. Добрый вечер! Как сказывается величина сопротивления обмоток статора и ротора на работе двигателя?

    1. Добрый вечер, Ирина.
      Давайте сначала разберемся. Вы имеете ввиду сопротивление обмоток или сопротивление изоляции обмоток.
      Если первое, то уменьшение сопротивления обмоток свидетельствует о возможных витковых замыканиях в обмотке, что приводит к местным перегревам обмоток и искажениям электромагнитных полей. Отсюда режим работы двигателя становится более тяжелым. А перегрев может привести к разрушению изоляции.
      Но заметить изменение сопротивления обмоток крайне трудно.
      Если Вы имеете ввиду сопротивление изоляции, то уменьшение сопротивления изоляции может привести к пробоям изоляции на корпус или между двумя разноименными обмотками. Последствия: выгорание обмоток. Процесс перемотки достаточно дорог и протяжен во времени. Вам потребуется резервный двигатель на время ремонта вышедшего из строя.
      Кроме того аварийные остановы двигателя могут привести к выходу из строя приводимого механизма и станции управления двигателя.
      Отмечу, что сопротивление изоляции статора двигателя до 1000 В должно быть не ниже 1 МОм. Он будет работать и при меньшей изоляции, но тогда возможны аварийные ситуации.
      Обмотки Высоковольтных двигателей кроме измерения сопротивления изоляции подвергаются испытанию повышенным напряжением.
      Влажность изоляции характеризуется коэффициентом абсорбции — отношение сопротивления изоляции через 60с к сопротивлению изоляции через 15с. Его значение не должно быть меньше 1,3.
      Нормативные Значения сопротивления изоляции для высоковольтных двигателей приведены ПТЭЭП прил.3.1
      Можете вконтакте или по электронной почте указанной на сайте уточнить в чем проблема или Вам просто интересно.
      Желаю удачи.

  6. Здравствуйте. А из какой литературы взята эта информация? Готовлю памятку для коллег, хотелось бы подкрепить ссылками на стандарты или другую авторитетную литературу.

    1. Добрый вечер, Александр.
      Нормы испытаний взяты из ПУЭ гл.1.8., ПТЭЭП прил.3 и прил.3.1, возможно из РД 34.45-51.300-97 Объемы и нормы испытаний электрооборудования из разделов касающихся испытаний электродвигателей.
      Вообще это часть методики испытаний электродвигателей, проверенной Ростехнадзором, т.е. вполне авторитетная литература.
      Желаю удачи

  7. Я правильно понимаю, что сопротивление изоляции Эл. Двиг до 1000 В должно быть не менее 5Мом, а выше 1000 в (6кв) не менее 10Мом, или я что то путаю?!

    1. Добрый день, Александр.
      Обратимся к нормативной документации РД34.45-51.300-97 глава 5 таблица 5.2 п.5
      Для двигателей до 1000 В сопротивление изоляции должно быть не ниже 1,0 МОм.
      А выше 1000 В согласно таблицы 5.3 в зависимости от номинального напряжения электродвигателя и температуры обмотки статора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Optionally add an image (JPEG only)

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.